Великолепный Век вики
Advertisement
Великолепный Век вики

Сулейман Великолепный (осман. سليمان اول, тур. Kanuni Sultan Süleyman) — десятый султан Османской империи, правивший с 22 сентября 1520 года, халиф с 1538 года.

Биография

В истории

Родился Сулейман в городе Трабзон в 1494 году и, как и следовало наследнику правящей семьи в те воинственные  времена, рано начал обучаться воинскому делу. Военную службу он начал еще в армии своего деда султана Баязида II, а после отречения Баязида от престола – в армии своего отца Селима. В юном возрасте он несколько лет был наместником султана в Каффе, а после кончины Селима в 1520 году стал султаном Османской империи, десятым по счету и правившим дольше, чем любой из его предшественников – сорок шесть лет. Он продолжал активную завоевательную политику своего отца, хотя и проявлял большую сдержанность в военных делах. Скончался в возрасте семидесяти одного года почти на поле боя  — при осаде крепости Ситгевар.

Как водилось у восточных владык, Сулейман располагал гаремом, первоначально находившимся в дальней части дворцовой территории. Ситуация изменилась с появлением в окружении султана красавицы славянского происхождения, которая стала известна в Европе как Роксолана, а при султанском дворе звалась Хюррем Султан. Пользуясь своим влиянием, она добилась того, что гарем султана Сулеймана был перенесен в Большой Сераль, ближе к месту постоянного проживания султана, а сама она стала центральной фигурой как в гареме Сулеймана, так и в его судьбе на целых два десятилетия.

В сериале

На охоте

1 сезон

Впервые Сулейман появляется в Манисе на охоте с верной свитой и от прибывшего посла получает известие о смерти отца. Это известие не становится потрясение для шехзаде, и его верный друг, сокольничий Ибрагим, вместе со слугами присягает на мече молодому султану. Падишах отправляется в столицу, чтобы взойти на престол, и становится десятым по счету султаном.

Сулеймана встречают Валиде, первая жена и сестра. По традиции Сулейману дарят новый кафтан и поздравляют с титулом правителя, после чего Кануни выходит в первый двор Топкапы и приветствует будущих советников.

Пири и Сулейман

После прибытия в гарем новых девушек Сулейман вместе с Ибрагимом принимает Пири Пашу у себя в покоях. Следуя законам, визирь передает султану императорскую печать. Сулейман заявляет, что по-прежнему желает, чтобы Пири был великим визирем, и не принимает печать. Он благодарит слугу за верную службу и просит его не отказываться от должности, а также представляет визирю Ибрагима, который, как говорит султан, отныне будет управлять дворцом.

Позднее Сулейман проводит ночь с Айше, одной из своих наложниц. Однако ему быстро надоедает ее общество, и султан отпускает девушку. Он мысленно обращается к отцу, прося того хранить сына от жестокости: новый правитель османов боится, что из-за данной ему власти однажды он может разучиться слышать голос совести.

Сулейман с Хюррем на руках

Зайдя к матери за благословением, Сулейман отправляется в гарем, где одна из юных наложниц неожиданно выкрикивает его имя. Девушка смотрит властелину прямо в глаза вопреки обычаям гарема, а позднее лишается чувств и падает на руки подоспевшему султану. Рабыню относят в лазарет по его приказу.

В зале Совета Сулейман вызывает к себе советника своего отца Хасан-Джана и интересуется у него положением вещей. Особенно правителя волнует адмирал Джафер Ага, слухи о злодеяниях которого дошли даже до Манисы. Хасан-Джан в ответ высказывает уверенность, что новый правитель знает, как поступить. Позже падишах собирает всех пашей и казаскеров и рассказывает им о своих планах.

Кавычки1.png
— Весь мир должен лежать у нас под ногами! Теперь мы не просто империя на Балканах, скоро мы станем хозяевами всей Европы! В Белграде, в Буде, в Вене, в Риме, в Европе! Мы пронзим своим своим мечом сердца неверных! Но и от Востока мы не отвернёмся! Наши границы расширятся до Каспия!
— Великий замысел! Да будет на то воля Аллаха!
— Мой враг не шах Исмаил, мои враги — это Карл, Франциск, Генрих Тюдор и Ватиканские неверные! Наша первая цель — Родос! Средиземное море будет османским озером. Никто без нашего позволения не поднимет там паруса или свой флаг. Молниями, течением, ураганом для них будем мы!..
Кавычки2.png
Сулейман на совете

Также повелитель приказывает раздать войску и народу щедрый бакшиш, что позволяет ему очень быстро завоевать народную любовь.

Сулейман и Махидевран

На следующий день во дворец из Манисы прибывает жена султана — Махидевран с сыном Мустафой. Падишах очень рад возвращению мальчика, однако возлюбленную встречает весьма холодно. Вечером, продолжая изготавливать кольцо с изумрудом, начатое еще в Манисе, правитель вспоминает рабыню, упавшую в обморок к нему на руки. От мечт падишаха отвлекает Ибрагим; он говорит другу, что всех волнует, какие решения завтра Сулейман примет на первом совете.

Казнь Джафера-Аги

На первом совете Сулейман решает казнить Джафера Агу, несмотря на все просьбы и мольбы последнего. Это решение доставляет падишаху ещё большую народную любовь. Следом за казнью состоится прием венецианского посла, на котором Ибрагим начинает говорить с синьором по-итальянски. Сулейман, не замечая негодования пашей, продолжает вести переговоры, но теперь уже с помощью Паргалы, и уверяет посла, что однажды торговые пути не только стран Востока, но и Средиземного моря пройдут через земли османов.

Танец Хюррем

Валиде решает устроить праздник, организацией которого должен заняться Ибрагим. Хранитель покоев, памятуя о девушке, упавшей в объятия султана во внутреннем дворике, велит подготовить и её. Вечером Александра завораживает правителя своим танцем, и тот бросает ей фиолетовый платок. Сулейман предвкушает встречу со славянкой, однако вместе нее к нему приходит Махидевран, посланная Валиде. Падишах хоть и проводит ночь с женой, но позже в гневе зовет к себе Ибрагима и отчитывает его. Также на утро он говорит матери, чтобы та не пыталась управлять им и вмешиваться в его жизнь. Александра всё же попадает в покои к повелителю, и он не просто проводит с ней ночь, но оставляет девушку у себя в покоях на 2 дня, что вызывает переполох в гареме. За веселый нрав султан называет славянку «Хюррем» — «смеющаяся». А через несколько дней он узнает, что мать велела бросить его любимую в темницу. Сулейман освобождает славянку, велит тщательно ухаживать за ней, а позже дарит кольцо с изумрудом, сделанное для Махидевран.

Губернатор Дамаска Джанберди Газали поднимает восстание, и султан отправляет Ферхата Пашу на его подавление. Также становится известно, что Венгрия немало задолжала Османской империи. По совету Пири Паши повелитель посылает туда гонца, однако Ибрагим сомневается, что это возымеет действие. Он предлагает другу начать готовиться к походу не только на Родос, куда они хотели отправиться, еще обсуждая политическую обстановку в Манисе, но и на Венгрию. Несмотря на мнение пашей, Сулейман велит строить галеры, проект которых и предлагает Ибрагим. Также падишах приступает к реформированию системы налогообложения: из собранных на пятничной молитве прошений властитель узнает, что торговля в Стамбуле куда выгоднее венецианцам, нежели османам, и приказывает поднять таможенные пошлины для иностранцев в 2 раза. Пири Паша начинает заниматься этим проектом. Вскоре приходит известие о том, что Ферхату удалось подавить восстание. Сулейман назначает губернатором Дамаска бей-лер-бея Анатолии Айяса и велит вызвать в столицу Лалу Касыма Пашу. А через несколько дней оказывается, что Лайош не то что отказался платить налог, но и казнил Бехрама Чавуша. В гневе правитель приказывает немедленно начинать подготовку к походу на Венгрию. Вскоре Махидевран узнает, что беременна. По этому случаю в гареме устраивают праздник. Махидевран счастлива, повелитель также радуется этому, однако скоро она теряет ребенка.

Сулейман и избитая Хюррем

Сулейман приказывает позвать к нему Хюррем, но она отказывается идти к нему. Повелитель приходит в бешенство, и сам отправляется в покои к наложнице, где видит причину отказа. Он приказывает отнести её к нему и вызвать лекаря. Когда Хюррем признаётся Сулейману, что её избила Махидевран, его ярость не знает предела. Отношения султана и Махидевран окончательно портятся, и Сулейман решает выслать её в старый дворец. До своего выздоровления Хюррем переселяется в покои султана. Сулейман отдаёт приказы к тчательной подготовке к походу на Венгрию. Валиде уговаривает сына не отсылать Махидевран из дворца, а также заметив, что Хатидже в последнее время грустна и задумчива, подумывает о том, чтобы снова выдать её замуж.

Свадьба Виктории и Ариэля

Король Лайош не воспринимает всерьёз затею с походом Сулеймана. Когда все военные приготовления законченны, Сулейман во главе своего войска покидает дворец и отправляется в поход. Войско султана Сулеймана держит путь к венгерской границе. Падишах и Ибрагим разрабатывают план, благодаря которому османы захватывают Софию и теперь готовятся к наступлению на Будайскую крепость. С помощью Нигяр Хюррем отправляет письмо Сулейману, в котором сообщает о том, что её хотят выдать замуж. На пути к Белграду Сулейман захватывает Будайскую крепость, в которой идёт празднование свадьбы Виктории и Ариэля, но Лайош успевает сбежать. Армия Сулеймана продолжает осаду Белграда. 29 августа 1522 года Белград пал. Король Лайош по прежнему не воспринимает султана всерьёз, даже несмотря на то, что османы захватили одну из сильнейших и крупных крепостей Венгрии. Однако это очень встревожило Ватикан. Сулейман получает от Хюррем письмо, и понимает, что пора возвращаться домой. После возвращения во дворец он узнаёт о беременности Хюррем . Во время приветствия султана в гарем он проходит мимо Махидевран, и она понимает, что ничего не поможет их отношениям. Сулейман проводит всё время с Хюррем.

Хюррем ест отравленную еду

Махидевран решает избавиться от Хюррем, отравив её. Во время ужина с султаном наложнице становится плохо. Господин понимает что его любимую отравили, однако фаворитку с ребенком удаётся спасти. В ходе проведённого расследования Ибрагим узнаёт правду и пытается скрыть её от повелителя, но он подслушивает их разговор с Гюльшах. Сулейман идёт к Махидевран, чтобы наказать её но слышит, как она говорит сыну о своей любви к султану, и последний решает её простить. Сулейман готовится к новому походу. Когда Запад ожидает, чтот он пойдёт на Буду, взор султана обращается на остров Родос, завоевание которого позволит ему подчинить себе всё Средиземное море. Султан узнаёт, что в его отсутствие Валиде выталась избавиться от Хюррем. Он безумно зол на неё, говоря, что она не имеет права вмешиваться в его жизнь.

Хальвет Гюльнихаль и Сулеймана

После ссоры Ибрагима и Хюррем первый посылает на хальвет Гюльнихаль. Пока Сулейман проводит ночь с Гюльнихаль, а Хюррем рожает сына. На церемонии имя наречения султан даёт сыну имя Мехмед. Ибрагим приказывает Нигяр сообщить Хюррем, что в ночь, когда она рожала, у Сулеймана была наложница. Хюррем очень зла, и приказывает Гюльнихаль найти эту девушку. Между тем Ватикан решает не вмешиваться в военные планы османского султана, ведь он открыл новые восточные торговые пути перед Его Святейшеством. Гюльнихаль снова отправляется на хальвет, после которого султан дарит ей меховую накидку. Хюррем понимает, что наложница, побывавшая у повелителя - её единственная подруга Гюльнихаль, и избивает её. Валиде находит кандидата в мужья для Хатидже - Мехмед Челеби. Сулейман одобряет его кандидатуру. Хатидже даёт своё согласие, но впадает в беспамятство.

Хюррем и изувеченная Гюльнихаль

Хюррем, решив устранить соперницу, обливает её меховую накидку ядом и отсылает её подруге. Ночью ей становится плохо, и её лицо покрывается язвами. Сулейман продолжает подготовку к новому военному походу на Родос, который должен состояться в начале лета. Король Лайош распускает слух о том, что османы боятся выступать в поход. Также он отправляет Викторию в Стамбул, чтобы убить султана. Повелитель приказывает Ибрагиму издать указ о помолвке Хатидже и Мехмеда Челеби. Ибрагим расстроен, а Хатидже пытается покончить с собой, но её спасает Гюльфем. Идут подготовки к помолвке. Хюррем сообщает Сулейману о том, что она ждёт ребенка.

Пожар в детской

Во время праздника в честь помолвки случается пожар в детской, где находится Мехмед и Мустафа. Виктория, которая уже прибыла во дворец через Насуха Эфенди*, выносит детей из огня, а затем падает. Султан пытается выяснить причину пожара. Хюррем, находясь в отчаянии обвиняет в этом Махидевран и её сына. Сулейман очень зол на неё, и приказывает ей уйти. Позже султан объясняет ей, почему защищал Махидевран. Хюррем снова обращается к услугам гадалки, из-за ссоры с любимым. Валиде обращает в ислам Викторию и даёт ей новоё имя - Садыка. Хюррем пытается попросить прощение у султана и пишет ему письмо, в котором признатся в любви и тоске по нему. Сулейман принимает решение уйти в поход на Родос. Во время прощания он проходит мимо Хюррем. 18 июня 1522 года. Семьсот военных судов оказались перед стенами крепости Родос. Захватив острова Халки и Нисирис, расположенные рядом с Родосом, падишах приказывает делать подкоп под родосску крепость. Вскоре после похода в гарем приходит весть о гибели султана. Гарем погружается в траур, у Хюррем угроза выкидыша, оданко новость о смерти быстро опровергается. Сулейман близок к победе. Великий министр острова Родос предлагает кузену правителя, с рождения христианину покинуть остров, но тот отказывается, считая Родос родным домом. Армия Сулеймана захватывает Родос.

Покушение на Сулеймана

Во время намаза на султана совершается покушение, однако кинжал попадает в его друга Ибрагима. Янычары убивают убийцу . Сулейман вытаскивает кинжал из спины Ибрагима, а Пири-Паша сообщает, что кинжал принадлежит члену семьи Османов, а именно его дяде Джему. Осмотрев Ибрагима, лекарь сообщает султану, что Ибрагим будет жить.

Мурад и Сулейман

Султан приказывает обыскать остров и найти Мурада и Джема. Сулейман просит магистра выдать кузена и его семью, а в обмен обещает сохранить прежнюю жизнь на Родосе. Министр уверяет султана, что Мурад с семьей переселился на Мальту. При попытке бегства стража хватает Мурада и часть его семьи, спасаются только жена и младший сын. Сулейман казнит Мурада и его детей. Армия султана возвращается с победой в Стамбул. Пока он отсутствовал, Хюррем родила ему дочь. Сулейман тепло приветствует любимую и её новорожденного ребенка. Наложница просит прощения у падишаха за то, что не смогла родить сына, но Сулейман очарован Михримах и говорит, что рад рождению дочери.

Испытание Сулеймана

В комнате Ибрагима правитель находит любовное письмо. Он приказывает страже схватить Ибрагима и привести к нему. Во время очередной тайной встречи с Хатидже Ибрагима хватает стража. Перед тем, как наградить Ибрагима за верную службу, Сулейман устраивает другу испытание: султан предлагает Ибрагиму выбор: кинжал или печать визиря. Ибрагим успешно проходит испытание, и султан назначает его на высокую должность. На совете Дивана Ибрагим получает пост великого визиря. Это назначение приводит остальных пашей в ярость. Ибрагим получает от лекаря подтверждение того, что у Мехмеда Челеби чахотка, но Сулейман отказывается отменить свадьбу. Ибрагим расстроен этим и решает вернуться в Паргу. По настоянию матери султан приглашает в свои покои на ночь священного четверга свою жену, но он так и не смог её простить. Махидевран пытается всеми способами вернуть расположение Сулеймана, но все его мысли заняты Хюррем. Ибрагим отправляется в Паргу чтоб найти свою семью. Перед отъездом он пишет Сулейману письмо, в котором отказывается от всех должностей и просит прощения за свою запретную любовь к Хатидже. Сулейман приходит в ярость и считает, что Ибрагим предал его. Сулейман узнаёт о беззакониях, которые творит Ферхат Паша, и решает принять меры.

Сулейман принимает решение отправить Хюррем в ссылку

Сулейман посылает в Паргу погоню за Ибрагимом. Хатидже умоляет брата простить её любимого, но султан не случает уговоров сестры. Садыка убивает Айше из-за того, что она могла разоблачить её. Все подозрения падают на Хюррем. Валиде рассказывает сыну об этом, и Сулейман идёт к ней, чтобы потребовать объяснений. Хюррем пытается убедить султана в своей невиновности, но Сулейман не верит ей и вместе с Михримах ссылает её в старый дворец. Мехмед остаётся с отцом. Сулейман сам страдает от своего решения, но отменить его не может, пока не получит подтверждения её невиновности. Ибрагим в сопровождении отца и брата возвращается обратно. Сулейман показывает свой гнев паше, но прощает друга и даёт согласие на его брак с Хатидже.

Гюльфем и Сулейман

Сулейман зовёт к себе Гюльфем. В покоях они говорят о своём ребенке, Махидевран, Хюррем и о их прошедшей любви. Ибрагим приходит к Сулейману. Последний показывает другу украшение, сделанное для Хатидже. Ночью во сне Хюррем видит, как Сулейман оказывает знаки внимания Махидевран и дарит ей кольцо, принадлежащее Хюррем. Утром она вспонимает, что Ибрагим предлагал ей сделку: она вернется во дворец и поцелует край платья всей правящей семьи. Хотя в прошлый раз она отказалась. В этот раз она поняла всю серьезность положения, и соглашается на предложение. Во время пира Ибрагим докладывает Сулейману, что Хюррем не виновата в убийстве Айше. Султан просит позвать Хюррем. Её появление приводит в ярость Махидевран. Падишах радуется новости и с улыбкой наблюдает, как Хюррем извиняется и целует подол платья у султанш. Махидевран идёт на хальвет, но её место уже заняла Хюррем. Сулейман дарит Хатидже и Ибрагиму дворец и назначает Ибрагима на пост бейлербея Румелии. Садыку готовят для султана. Чтобы Хюррем не помешала её планам, Валиде забирает Хюррем с собой осматривать дворец Хатидже.

Характер

Сулейман был очень творческой натурой, любящей покой и умиротворение. Предпочитал уединиться в кабинете, занимаясь ювелирным делом. Свою супругу Хюррем любил больше жизни и был готов на все ради своенравной возлюбленной.

Любил философию, умел писать стихи, являлся романтиком по натуре, однако это не мешало ему быть замечательным стратегом. Султан захватил множество государств и покорил себе их жителей, благодаря чему получил прозвище "Повелитель мира".

Несмотря на это, Сулейман был отнюдь не тираном. Его описывают как очень справедливого правителя, который никогда не игнорировал неурядиц в политике и в своем народе и помогал всем нуждающимся. Имел необычную привычку наряжаться в одежду бедняка или богатого иноземца, чтобы народ его не узнал, и ходить на рынок. Таким образом султан желал выведать, что нового в городе и что думает народ о его правлении.

Отношения

Семья

B1fcb6264a2bd305e2b0eaeb8c7d9c88.jpg

Сулейман никогда не шел против своей семьи. С матерью у него сложились теплые, доверительные отношения, которые, однако, дали трещину, когда в жизни султана появилась Хюррем. Несмотря на то, что Валиде противилась браку Сулеймана и рыжеволосой красавицы, правитель впервые ослушался ее, проведя обряд никяха с будущей супругой. Хафса перестала доверять сыну, тот, в свою очередь, больше не наведывался к ней за благословением. Но вопреки этому султан продолжал любить и почитать свою Валиде.

С сестрами султан общался приветливо, всегда помогая и прислушиваясь к их советам. В отличие от многих правителей, он не кичился своим статусом, что заставляло сестер видеть в нем идеал. Но в их дружной семье произошел разлад, когда Сулейман объявил о своих чувствах к Хюррем. Именно тогда сестры ополчились против собственного брата.

A2476ab3ca3d.jpg

К первой жене, Махидевран, правитель испытывал почтение. Он радовался тому, как женщина воспитывает их старшего сына, однако давал султанше понять, что она не должна рассчитывать на большее с его стороны. Последней каплей стала попытка Махидевран избавиться от Хюррем, опасной соперницы, пользующейся расположением султана. Больше Сулейман не желал даже видеть своей супруги, о чем он ясно дал ей понять.

Всех своих сыновей Сулейман одинаково любил и не выделял никого из них. Однако он не мог забыть самых гнусных проступков его любимых наследников, не поощрял ссор и неурядиц и стремился наладить

DOB59YTUFXo.jpg

отношения с каждым по отдельности.

Законная супруга, Хюррем, была самым дорогим человеком для султана. Ему нравились ее манера речи и поведение, за которые он дал девушке имя "Хюррем" (веселье и радость приносящая). Он так дорожил женой, что прощал ей даже самые неслыханные выходки с ее стороны и был готов на все ради возлюбленной. Однако отношения дали трещину после смерти Мустафы и Джахангира. Затем после известия о неизлечимой болезни любимой жены их любовь стала ещё крепче, но идиллию нарушила смерть Хюррем. После этого султан был в печали и запретил яркую одежду, украшения и праздники по любому поводу.

Галерея

Промо для шаблона.png
Сулейман I Великолепный имеет свою галерею

Ссылки

Навигация

Advertisement